|
|
История каменного строительства
Постройка Петербурга положила начало новой технике
обработки камня и созданию камнеобрабатывающей промышленности России.Именно в Петровскую эпоху и произошло рождение одной из интереснейших отраслей художественной промышленности. (А.Е.Ферсман) Стремясь к величию своей столицы и ее незыблемости, Петр I хотел видеть Санкт-Петербург городом каменным. В 1714 году он издал указ, запрещавший каменное строительство в других городах России. В столицу свозились каменщики и кирпичники со всей России. Но первые дома в Петербурге, тем не менее, были деревянными, затем начали строить обмазанные глиной деревянные дома и фахверковые дома, в которых деревянная опалубка заполнялась известковым раствором. Первый дом из природного камня взятого в развалинах шведской крепости Ниеншанц в устье реки Охты возведен в 1710 году на Березовом острове для канцлера Г. И. Головина. Другим каменным (из искусственного и природного материала) был дом генерал-губернатора столицы князя А. Д. Меньшикова в его усадьбе на Васильевском острове, возведенный в 1710-1716 гг. Каменное строительство велось горожанами неохотно. В описании Санкт-Петербурга 1716-1717 гг. отмечается, что в районе Дворянской улицы на Березовом острове – знатнейшей части города - «дома все деревянные… Господа пока заготавливают материалы, чтобы потом перестроить свои деревянные дома в каменные» [Булах А.Г., Абакумова Н. Б. «Каменное убранство центра Ленинграда», с. 9]. Успешнее велось строительство в камне казенных сооружений того времени (Петропавловская крепость). Кирпич для этих построек доставлялся к строительству по Неве или вдоль ее левого берега по почтовому Шлиссельбургскому тракту (нынешний пр. Обуховской обороны). Кирпичные заводы распологались по рекам Ижоре, Тосне, Неве (у Шлиссельбурга). Часть кирпича поставлялась по реке Волхов из Новгорода. К 1720 году изготовлялось уже около 10 млн. штук кирпича в год. Природный камень также шел на строительство в большом количестве, и главным служила Путиловская плита. «Не жалко земли, жалко Путиловской горы» - говорил Петр I [Булах А.Г., Каменное убранство центра Ленинграда, с.10]. Впервые использованная в строительстве Петербурга в начале 18 века путиловская плита стала незаменимым материалом. Фундаменты зданий, цоколи и стилобаты, стены, лестничные клетки, плиты для балконов, тротуаров, укрепления набережных делаются именно из этого камня. Исторически это традиционный строительный камень нашего города. Особая роль Путиловской плиты определялась простотой ее добычи и обработки в открытых карьерах, также легкостью доставки в строящийся город. Дело в том, что поначалу оторванный от обжитых районов страны Петербург был лучше всего связан с ними водными путями. Как раз на этих путях к югу от Ладожского озера у Путиловской горы на берегах Волхова издавна добывалась Путиловская плита и сходные с ней разновидности камня. Камень доставлялся в Петербург на баржах по Волхову, Тосне и затем по Неве. Однако наиболее ценный и прочный камень все же привозился издалека – из Старицких камнеломен на Волге и других мест. Традиции работ с плитчатым известняком в городах северной и средней Европы очень стары. Они тянутся с X-XI веков и связаны с использованием камня из разработок на острове Эланд у берегов Швеции. Громадные карьеры действуют там до сих пор, а камень из них можно увидеть во многих старинных и нынешних постройках в городах Англии, Дании, Польши, самой Швеции, Финляндии. Полоса выходов камня на поверхность протянулась от Швеции до Ладоги. Из этого камня построен Старый город в Таллинне, крепости в Копорье и Старой Ладоге. Вот именно этот камень - уже давно привычный материал, использовал первый петербургский архитектор Трезини в своих постройках – здании Двенадцати Коллегий и Петропавловском соборе. Этот камень нашли, а может быть, он уже был давно известен у горы Путилово. Вехой в истории отечественного градостроения было устройство каменных мостовых в Петербурге. Дороги мостились вдоль домов на ширину около 1,5 – 1,8 метра, а средняя часть оставалась земляной. Полностью были вымощены лишь Троицкая площадь и Лиговский проспект. Обязанность сбора камней для мощения улиц была большой: каждый житель должен был доставлять в город на общие нужды 100 камней. Кроме того, домовладельцы сами мостили дороги вдоль своих участков. На каждую въезжавшую в город подводу возлагался налог в 3 камня, на каждое прибывающее судно – от 10 до 30 камней. Размах начатого при Петре I каменного градостроительства был по условиям России грандиозным. Но, тем не менее, несмотря на все его усилия и энергию, стремительные темпы роста новой столицы, город в первой четверти 18 века оставался деревянным. Строительство в камне продолжало разворачиваться после смерти Петра Великого, особенно в период царствования Елизаветы Петровны. Наиболее значительным государственным сооружением в камне 30-х годов было центральное здание Адмиралтейства, Большой Гостиный двор и другие. Гораздо многочисленнее свидетельства каменного строительства, которое велось во второй трети 18 века по проектам русских и иностранных архитекторов, сохранилось в виде частных домов и дворцов. Многие здания выполнены из кирпича и путиловской плиты, снаружи оштукатурены. Внешний декор лепной, природный камень (путиловская плита) почти всегда несет лишь функциональную нагрузку. К началу 60x годов еще остаются деревянные сооружения, как, например деревянный дворец Екатерины I на Невском. Как правило, деревянными были тротуары, все стены набережных Невы, мосты через Мойку, Фонтанку, Екатерининский канал. Деревянными были здания многих учреждений, большинство частных домов. В 1760-1790-х гг. город быстро менял свой облик. «Я застала Петербург деревянным, я оставлю его каменным» - эти слова Екатерины II отражают новый этап каменного градостроительства в Петербурге. В 1762 году была учреждена «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», в деятельности которой важную роль сыграли арх. А. В. Кваренги и И. Е. Старов. Комиссия развернула работы по благоустройству города и возведению на средства казны каменных зданий общественного назначения. Было начато создание гранитных набережных Невы и ее притоков, а также каменных мостов через Мойку, Фонтанку и Екатерининский канал. В последней трети 18 столетия большой размах получило и частное домостроение из камня, постепенно оно становилось массовым. Строились особняки лиц высокого положения (дом князя А. Б. Куракина), каменные церкви (костел Св. Екатерины). К концу 18 века исполнился замысел основателя города: центр Петербурга был по существу каменным и по количеству сооружений из камня ни один город не мог конкурировать со столицей. Главным строительным камнем, как и прежде, являлись кирпич и известняковая плита, добывавшаяся близ села Путилово и в других местах. Но с приходом классицизма в город хлынул гранит из страны озёр и камня - с территории Карельского перешейка и нынешней Финляндии, а в царское время всё это было Великим княжеством Финляндским в пределах Российской империи. Особенно знаменит во всех краях мира розовый овоидальный финский гранит. Он исполняет функции строительного, архитектурно-строительного и декоративного камня и применен в сооружении набережных, в парапетах и в оформлении многочисленных построек. Граниты сыграли значительную роль в архитектуре многих прибалтийских городов. Лучшие примеры его использования у нас в Петербурге - это колонны Исаакиевского собора и Александровская колонна на Дворцовой площади. Хорошо заметно, что камень имеет благородную ровную окраску и своеобразное строение, он как бы сложен из крупных шаров (овоидов) в 5-7 см диаметром, погруженных в зернистую массу камня. В период классицизма типичными примерами архитектуры в Петербурге являются Мраморный дворец, Дом Апраксина и Дом Мятлевых, Инженерный замок, Ростральные колонны, Казанский собор. Гранит выламывали в карьерах между городами Выборг и Хамина и на островах Финского залива. Особенно знаменит карьер Питерлакс, где был добыт монолит для Александровской колонны, это почти у самой границы, но уже в пределах теперешней Финляндии. Этот типичный для архитектуры нашего города гранит называют по имени старинной каменоломни "питерлит" или по-другому - розовый финский морской гранит. По геологической терминологии, он относится к особой формации гранитов-рапакиви. До сих пор финны ведут добычу питерлита. Сейчас его можно увидеть в декоре современных зданий банков и других офисов в городах Америки, Австралии, Африки, Европы, Китая. Дело в том, что гранита вообще и гранита-рапакиви, в частности, в природе много, а такой как питерлит, есть только в нескольких карьерах Финляндии. Он очень высоко ценится. Жизнь и славу ему дал старинный Санкт-Петербург, но теперь именно тот же камень нужен для сохранения духа его красоты, поэтому сейчас мы его покупаем в Финляндии. Другой типичный для старой красы Петербурга гранит можно увидеть в облицовке стен Мраморного дворца - мы вернёмся к нему чуть позже. Это серый сердобольский гранит, камень знаменитых атлантов Нового Эрмитажа. Он добывался на островах Северной Ладоги у города Сердоболь (ныне - Сортавала). Ещё один пример его использования - портик Николаевского дворца. К началу 19 века Петербург стал развитым европейским городом. Оформились прочные сухопутные связи столицы с центром России. Создавался ряд ансамблей (Исаакиевская площадь, Дворцовая площадь). По-прежнему большинство сооружений кирпичные и из известняковой плиты, но здания правительственного центра имеют теперь богатый каменный декор. Теперь отдельные части зданий богато отделывают питерлакским красным гранитом, также становится популярным серый сердобольский гранит, используемый не только в монотонном оформлении цоколя, но и в прекрасной скульптуре и в виде колонн-монументов. Не нов в строительстве и карельский мрамор, но нередко площади облицованных им стен громадны. И лишь как редкая роскошь употребляется итальянский мрамор (впервые в здании дома 43 по Б. Морской). Итак, к середине 19 века Санкт-Петербург приобрел свой неповторимый облик каменного города. Дальнейший рост города имел по обычному руслу развития капиталистического города. В конце 19 – начале 20 века для каменного строительства Петербурга характерно возведение богатых зданий банков и акционерных обществ. Почти все они располагались на Б. Морской и в начале Невского (магазин Фаберже, Русский торгово-промышленный банк). Время Николая I знаменует начало строительства первых железных дорог, постепенно связавших Россию с Европой. В конце 19-го века эта сеть дорог уже была развитой. Это наглядно объясняет лёгкость поступления камня в Санкт-Петербург по железным дорогам из самых отдалённых финских, шведских, польских, германских, итальянских земель, а в них камень как строительный и декоративный материал добывался издревле. С последнего десятилетия 19 века, когда сложилась сеть железных дорог на запад и северо-запад и снизились затраты на привоз камня, в строительстве Петербурга используют граниты из Швеции и Финляндии, песчаник из Польши, немецкий песчаник и лишь иногда карельский мрамор. Дорога же вглубь России была только одна, да и зодчество в городах там было только деревянным. Опыта использования камня не было. А искать и организовывать разработку камня - дело и долгое, и дорогое. Проще и быстрее заказать где-то в Европе уже испытанный проверенный материал, с которым зодчий умеет работать. Так, благодаря железным дорогам, для зодчих времён эклектики и модерна в архитектуре Санкт-Петербурга стал доступен совсем новый для России каменный материал. Но тем не менее, почти ни одно сооружение за всю историю Петербурга не возводится без путиловской и других разновидностей известняковой плиты из месторождений в окрестностях городах и на реке Волхов. Эта плита находит применение в фундаментах, цоколе, разных конструктивных элементах. |
|