Мраморный дворец


Розовый мрамор стен сияет своей вечной
неизменной красотой, для которой нет ни слов поэта, ни кисти художника.
(А.Е. Ферсман)

Мраморный дворец возводился в те годы, когда совершался переход от пышных и прихотливых форм архитектуры барокко к спокойному величию стиля классицизма. Это отчетливо выражено в архитектурном облике здания. Традиционные элементы барокко ярко проявились в облике главного – восточного фасада дворца, расположенного в глубине Парадного двора. Особенно характерно для них завершение центральной части этого фасада в виде увенчанной волютами башенки, в середине которой помещены часы; по обеим сторонам установлены беломраморные статуи. Боковые же фасады дворца, строгие и скупо украшенные, отмечены стилистическими чертами классицизма.

Архитектор решил, что Мраморный дворец будет привлекать внимание не только размерами, благородством форм и пропорций, но и красотой каменных облицовок, выполненных из полюбившихся ему русских мраморов. Антонио Ринальди не имел соперников в умении подбирать и применять самые разнообразные и оригинальные отделочные материалы. Для оформления фасадов сооруженного по его проекту дворца он впервые в России использовал различные сорта мрамора (от marmaros (греч.) - "блестящий") и гранита (от gramim (лат.) - "зерно"), добывавшиеся в только что открытых каменоломнях Карелии, Урала и Прибалтики. Отделка дворца отличается исключительно изысканным сочетанием цветов и оттенков, главным образом розовых и серых. Облицовочные материалы подбирались архитектором с таким расчетом, чтобы цвет и фактура камня гармонировали с архитектурными формами здания, четко выявляли его основные членения.

Декоративная облицовка у Ринальди стала составным элементом каменной кладки стен толщиной 1,5-2 метра. Каменная кладка делалась из крупного обожженного кирпича (в три-четыре кирпича), она уравновешивала и поддерживала массивные облицовочные блоки толщиной от 20 до 0 см, составляя с ними единую конструктивную систему. В этом состояло новаторство архитектора. Цветовая гамма облицовочных гранитов и мраморов строга и изящна. Темно-розовый и серый гранит стен красиво сочетается со светло-розовым мрамором колонн и пилястр. Аттик дворца по всему периметру украшают вазы (всего 86) из светлого доломитового известняка. Главный фасад дворца украшают барельефы (над полуциркульными окнами второго этажа), представляющие собой резанные из мрамора скрещенные знамена, пики, мечи, щиты. По обеим сторонам вышки с часами, подчеркивающей центральную часть главного фасада, расположены две статуи работы Федота Шубина. Ф.Шубиным и М.Козловским, крупнейшими скульпторами России, были выполнены работы, связанные со скульптурным убранством интерьеров дворца.

Два главных камня, оттеняющих красоту мраморов - это граниты. Стены первого этажа Мраморного дворца как раз облицованы таким розовым морским гранитом-рапакиви, на котором сделана так называемая «наковка», то есть нанесена сеть мелких бороздок. Это крупнозернистый гранит с высоким содержанием выветривающейся слюды, что способствует его разрушению. Но рапакиви легче поддается обработке, и в месторождениях залегает ровными горизонтальными слоями значительной длины и ширины. И материал облицовки, и характер его обработки подчеркивают мощь первого – цокольного этажа, поддерживающего верхнюю часть здания.

Наличники окон первого этажа облицованы серым сердобольским гранитом (камнем атлантов Эрмитажа). Он добывался на островах Северной Ладоги у города Сердоболь (ныне - Сортавала). Ещё один пример его использования - портик Николаевского дворца. Тем же гранитом отделаны плоскости стен между вторым и третьим этажами, а также архитрав и венчающий карниз здания. Его серый ровный цвет служит хорошим фоном для розового мрамора пилястр и колонн в ордере второго и третьего этажей дворца. Поэтому издали, особенно мокрые после дождя, стены воспринимаются как розовые, хотя доля мрамора значительно уступает доле гранитов в декоре здания. Иногда это приводило к довольно курьезным случаям. Например, Н.С.Лесков писал в своем рассказе «Сим воспрещается…»: «Таким образом, обходя известный "мраморный дворец", он [англичанин] заметил, что в строении этого дворца гораздо более участвует гранит, чем мрамор. Это его смутило. Англичанин заподозрил, что в его гиде непременно опечатка, что дворец, вероятно, называется "гранитный", а не "мраморный". Он рассердился, переменил гид, но и в другом опять стоит дворец "мраморный". Турист окончательно впал в недоумение; он обращался и к книгам, и к людям за разъяснением затрудняющего его противоречия и нигде не находил этого разъяснения».

Наличники окон второго и третьего этажей изготовлены из пепельно-серого карельского рускеальского мрамора. Он добывался у села Рускеала невдалеке от города Сортавала. Но со временем каменоломни были заброшены. Этот камень также широко известен по облицовке стен третьего Исаакиевского собора, строившегося по проекту Ринальди. Но его сразу же, ещё при постройке собора пришлось заменять на мрамор, специально купленный для этого в Италии из-за плохого качества.

Пилястры и колонны, членящие фасады здания по вертикали, выделены облицовкой из карельского розового тивдийского мрамора, отполированного до зеркального блеска. Мрамор для пилястр и колонн добывался у карельского села Тивдия вблизи Онежского озера, к северо-западу от него. Иногда этот сорт называли белогорским, поскольку добывали в месторождении "Белая Гора". Ринальди использовал всю богатую палитру тивдийского мрамора: от светло-розового и палевого до темно-красного и лиловато-красного. Преобладание розовых и красных тонов в окраске объясняется наличием минерала гематита. Эти мраморы очень тверды из-за высокого содержания кварца, и их по степени обработки относили к высшей группе сложности. В стенах Мраморного дворца камень выветрился и поблекнул. Во всей красоте его можно видеть в декоре Александровского зала в Этнографическом музее. Тивдийский мрамор использован также в декоре фасадов Инженерного замка и пьедестала памятника Петру I.

Капители и базы Мраморного дворца вырублены из белого уральского мрамора. Из того же мрамора выполнены гирлянды между окнами второго и третьего этажа. Фоном для них служат филенки из голубовато-серого с белыми прожилками ювенского мрамора. Это полосчатый мрамор с острова Ювень на севере Ладожского озера. Мрамор с Ювеня особенно эффектен в колоннах дома на улице Миллионной, 22, они так искусно собраны каждая из трёх блоков, что стыки между ними заметны с трудом. Старые мастера сумели сохранить рисунок камня таким, каков он есть на острове Ювень.

Фриз и высокий аттик дворца оформлены тидвийским мрамором, а установленные над аттиком вазы высечены из светло-серого «ревельского доломита» или, как он иначе назывался, - керновского известняка, добывавшегося близ Ревеля (Таллинна). Из итальянского мрамора сделаны картуши на северном и южных фасадах, ваза на часовой башне и две фигуры по ее сторонам, а также вазы и военные арматуры, находящиеся на столбах садовой решетки.

С 1771 года многие уральские камнетесные фабрики были заняты заказом для строения, находящегося под ведомством Михаила Ивановича Мордвинова. Это и был Мраморный дворец А. Ринальди. Ещё Георги упоминает о сибирском мраморе в отделке дворца: «Нижний этаж, имеющий вход как с западной, так и с восточной стороны, обложен весь тёсанным камнем, верхние же оба яруса обложены все разноцветным, полированным финляндским и сибирским весьма прочным мрамором, из коего поделаны также и карнизы». Для Мраморного дворца на Урале изготовлялись самые различные детали. В январе 1771 года было приготовлено в черновой обработке и отправлено в столицу для парадной лестницы 57 деталей из белого мрамора. Посланы также капители из становского мрамора, предназначавшиеся к пилястрам и колоннам.

В январе 1774 года М. И. Мордвинов отправляет письмо И. И. Бецкому, в котором пишет, что к порученному ему «по берегу Невы реки у почтовой пристани казённому строению на разные надобности потребно несколько штук сибирского мрамора». Из белого мрамора необходимо было приготовить всевозможные украшения для наружного фасада, капители к колоннам. Из белого же мрамора следовало сделать гирлянды «к корпусу, где будут поставлены часы». Часы помещены над центральным входом дворового фасада Мраморного дворца. Снизу они окаймлены двумя пальмовыми ветвями, пересекающимися своими черенками, и перевиты лентой. Над часами, справа и слева от них, сверху спускаются белые гирлянды. Они и делались из уральского мрамора. Из серого мрамора сделаны детали «на филёнки между средними и мезонинными окошками», «архитрав к парадной лестнице».

Заказ для Мраморного дворца выполнялся несколько лет. В 1775 году для него продолжали изготовлять из белого мрамора гирлянды, капители. Таким образом, приведённые выше документы с неопровержимой ясностью доказывают участие уральских мастеров в создании одного из интереснейших памятников русской архитектуры XVIII века.

В 1844-1851 годах архитектор А. П. Брюллов перестроил интерьеры дворца. Оформление, созданное Ринальди, частично сохранилось лишь на Парадной лестнице и в Мраморном зале, но фасады здания не претерпели никаких изменений. После Великой Октябрьской социалистической революции дворец взяло под охрану государство. За состоянием его декора был установлен квалифицированный надзор. Однако вскоре специалисты, осуществлявшие его, с тревогой отметили, что мраморная облицовка подверглась крайне нежелательным изменениям.

Реставрация Мраморного Дворца

Мрамор – материал очень красивый, но относительно непрочный. Он разрушается вследствие длительного воздействия атмосферных осадков, резких изменений температурного режима, выветривания. На его поверхности образуются трещины, в которых скапливается влага. Зимой вода проникая в трещины, замерзает и, увеличиваясь в объеме, разрывает камень. Но особенно интенсивно разрушают мрамор сернистые соединения, содержащиеся в воздухе промышленных городов. В насыщенной водяными парами атмосфере сернистый газ образует раствор серной кислоты, который, попадая вместе с осадками на поверхность облицовки, вступает в химическую реакцию с мрамором и в результате многолетнего непрерывного воздействия постепенно превращает его в гипс.

За долгие годы существования Мраморного дворца процесс перерождения его облицовки зашел очень далеко. Требовалось безотлагательно устранить повреждения и отыскать способ предотвращения дальнейшего разрушения мрамора. В связи с этим был намечен комплекс первоочередных мер по реставрации фасадов дворца. Однако война на длительный срок отодвинула начало этих работ, еще более ухудшив состояние дворца.

В июле 1950 года на специальном совещании было принято решение о реставрации Мраморного дворца. Когда мастера поднялись на леса, воздвигнутые в мае 1951 года, они увидели, что вся некогда полированная поверхность мрамора стала неровной, шероховатой и была испещрена трещинами и мелкими раковинами. В особенно плохом состоянии тогда находились беломраморные гирлянды и капители пилястр: мрамор их стал настолько хрупок, что обламывался даже при легком прикосновении. Около половины волют, акантов на капителях были полностью разрушены, сохранившиеся же их резные детали покрыл глубоко въевшийся в мрамор темный налет. Гранитная облицовка пострадала меньше, но и на ней имелись трещины, ее покрывал толстый слой копоти; почти полностью исчезли следы первоначальной обработки камня – «наковки», придававшей характерную фактуру его поверхности. Оказалось также, что многие вазы из ревельского доломита над аттиком дворца заменены при прежних ремонтах грубыми бетонными отливками, а сохранившиеся каменные вазы серьезно повреждены.

Не вызывало сомнений, что облицовку дворца надо немедленно реставрировать. Но никогда еще ленинградским реставратором не приходилось иметь дело с такими количеством изделий из цветного камня, находившихся притом не в условиях музейного хранения, а на открытом воздухе. Встали такие вопросы, как - целесообразно ли удалять переродившийся, выветрившийся и разрушенный кислотами верхний слой мрамора, можно ли восстановить поверхность камня в первоначальном виде, а также как укрепить мрамор, ставший очень хрупким и как защитить реставрированную облицовку дворца от дальнейших химических повреждений. Руководителем реставрации был архитектор А.Э.Гессен. Но в создании методики реставрации принимали участие много других ученых, как, например Ю.В. Мораческий, А.Я. Дринберг, Н.А. Торопов, В.М. Мильков и др.

В конечном счете, специалисты пришли к выводу, что при реставрации фасадов необходимо удалить переродившийся верхний слой камня, восстановить зеркальную полировку мрамора и «наковку» гранита. Такое решение объяснялось не только эстетическими требованиями, но и тем, что плотная полированная поверхность камня не дает возможности проникнуть в его толщу разъедающим сернистым соединениям.

На основании выработанной и утвержденной методики мастера начали летом 1951 года работы по реставрации фасадов. Гранитную облицовку мастера промывали водой и наковывали – наносили специальным инструментом наподобие долота сеть вертикальных бороздок, а трещины и швы расшивали и заделывали цементным раствором с гранитной крошкой.

Намного сложнее была реставрация облицовки из цветных мраморов. Сначала мрамор промывали водой, а затем заделывали трещины, сколы и выбоины мастикой из раствора белого цемента с мраморной крошкой. Учитывая разнообразие рисунка и оттенков камня, мраморную крошку приготавливали различных оттенков, чтобы участок, заполненный мастикой, не выделялся на фоне окружающего его мрамора.

Употребляли три сорта мастики для реставрации тивдийского мрамора и три сорта – для рускеальского. Совершенно разрушившиеся куски облицовки (особенно на фризе) вырубались и заменялись вставками из мрамора того же сорта, цвета и рисунка, что удаленный. Сохранившийся мрамор вначале подвергали шлифовке, в процессе которой снимался слой толщиной в полтора-два миллиметра. По предложению мастера-камнереза В.М. Милькова шлифовку мрамора производили электродрелями, для чего вместо сверла на патрон дрели насаживали специальный диск. После шлифовки мрамор снова промывали и вторично шлифовали дисками с более мелким зерном, а затем еще в третий раз – еще более мелкозернистыми абразивами. В результате такой шлифовки поверхность мрамора становилась совершенно гладкой.

Беломраморные гирлянды и капители реставрировались несколько по-другому. Белый мрамор был покрыт впитавшимся в камень темным налетом копоти и плотными слоями других загрязнителей. Расчистка их производилась вручную и чрезвычайно тщательно. Толщина удаляемого слоя не должна была превышать половины миллиметра. Аканты, волюты и другие утраченные резные детали вырезались заново из белого мрамора и тонировались крепким чаем под цвет сохранившихся. Таким же способом реставрировались и вазы из Ревельского доломита, установленные на аттике здания. На чердаке здания было обнаружено множество фрагментов разломанных на куски ваз, замененных при прежних ремонтах бетонными отливками. Из этих кусков удалось собрать большинство недостающих ваз. Их разрушившиеся детали воссоздавались из того же ревельского - керновского известняка. Таким образом, к началу 1955 года реставраторы вернули Мраморному дворцу его изумительную красоту.

Реставрационные работы проводились также в интерьерах дворца. Так, в 1974-1975 годах реставрировалась отделка одного из красивейших его залов - Мраморного. Первоначально этот зал был одноэтажный. В 1840-х годах А.П. Брюллов повысил его на один этаж и сделал двусветным, облицевав стены верхнего яруса искусственным мрамором. На новое высокое перекрытие зала он перенес со старого потолка живописный плафон «Свадьба Амура и Психеи» работы С.Торелли. Нижний ярус зала сохранил оформление созданное Ринальди. Стены его облицованы мраморорм двенадцати сортов. В простенки между сдвоенными пилястрами вкомпонованы мраморные барельефы работы М.И. Козловского на сюжеты из античной истории: «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим от вражеского нашествия». На западной стене установлены рельефы, изображающие игры детей, исполненные Ф.И. Шубиным и А.Валли. При реставрации реставраторы промыли мраморную скульптуру, замастиковали трещины и выбоины в мраморной облицовке пилястр и простенков, заново отшлифовали и отполировали их до искусственного зеркального блеска. Были также отреставрированы филенки искусственного мрамора. Мастера проявили исключительную точность в подборе рисунка прожилок и колорита воссоздаваемых фрагментов облицовки.

Реставрация парадной лестницы дворца, выполнявшаяся в 1979-1980 годах, была схожа по своему характеру с работами, производившимися в Мраморном зале. Здесь также заделывали мастикой трещины и выбоины на мраморной облицовке стен, колонн и пилястр, а затем шлифовали и полировали ее. Лепной убор лестницы расчищали от набелов, прорезали рельеф, а сколы восполняли гипсовым раствором.

Но по-прежнему много забот реставраторам доставляла проблема сохранения мраморной облицовки дворца. Даже после реставрации, вследствие повышения загрязненности воздуха, поверхность мрамора стала разрушаться, реставрационные заделки, выполненные на цементном растворе, начали выкрашиваться и выпадать. В 1975 году началась повторная реставрация фасадов Мраморного дворца. Тогда уже применялись некоторые новые технологии, которые смогли законсервировать облицовку фасадов.

Любопытный факт - вблизи Миллионной улицы в Аптекарском переулке с начала 1830-х годов лежала огромная глыба выборгского гранита-рапакиви, предназначавшаяся для статуи апостола Петра к Казанскому собору. Вторая такая же глыба для скульптуры апостола Павла затонула при погрузке у острова Тугольма в Финском заливе. Глыбу долго не трогали с места. Неутомимый Монферран предлагал высечь из нее колоссальную статую Озириса в дополнение к египетским сфинксам. Но проект Монферрана не был принят. Городские власти не знали, как избавиться от такого громадного камня. И лишь в 1880-х годах он был расколот и использован при сооружении фундамента храма Спаса-на-Крови.

Используются технологии uCoz