Проблемы камня

Во-первых, создав красоту, нельзя забывать о её чистоте - раньше и у нас, а на Западе и сейчас камень постоянно моют водой под струёй высокого давления. И нигде на Западе не звучат и не пылят пескоструйные аппараты, - из-за них люди вокруг страдают, а камень портится. В Хельсинки к 2001 году - году города как культурной столицы Мира - все граниты были вымыты водоструйными аппаратами. Камень заиграл оттенками цвета, блеском зёрен. Стало видно, как тонко сочетали архитекторы декоративные свойства камня с другими элементами декора зданий.

Во-вторых, наш город создавался по западным модам, при этом использовались традиционные для западных архитекторов материалы. Это - польские и немецкие песчаники, финский горшечный камень, финские и шведские граниты. Каждый стиль рождался и исполнялся только в своём материале. Поэтому можно уверять, что для ремонта фасадов зданий по Невскому пр. 58 и 62 придётся искать песчаник в Польше (он и сейчас добывается там). Для отделки фасадов дома 32 по Большой Морской ул. и дома 42 по Литейному пр. потребуется заказывать песчаник в Германии у фирм, действующих и поныне. Для восстановления фасада дома 72 на Невском пр. камень можно купить только в Финляндии у фирмы "Туликиви", разрабатывающей старые карьеры до сих пор. Надо осознать, что камень - материал, требующий тонкого вкуса, знания художественных традиций города и излюбленных манер работы старых архитекторов. Искусствоведам же порой кажется, что лишь каррарский мрамор уникален и незаменим. Нет, любой петербургский камень не заменить породами из новых месторождений. Необходимо подбирать именно те сорта камня, которые сохранились в памятниках. Нередко ремонтные и реставрационные каменные работы ведутся сейчас по простому и, казалось бы, очевидному принципу: "гранит - на гранит", "мрамор - на мрамор", "красное - на красное", "полосатое - на полосатое". А между тем, одних только, например, розовых гранитов очень много - разных по цветовой гамме, рисунку и структуре. И финский гранит совсем не похож на гранит из-под Кузнечного или Каменногорска. Но подчас возникают и иные проблемы. Недавно доставили финский гранит для реконструкции Адмиралтейского проспекта. По замыслу, рисунок и цвет камня в плитах тротуаров должен был бы гармонировать с колоннами Исаакиевского собора - камень был привезен из того же самого месторождения. Однако новая технология механической обработки поверхности плит и полученная в результате фактура камня почти перечеркнули этот замысел. Только, вслед за подбором аналога исторического же камня неизбежно встаёт другая проблема работы реставратора, а именно: умение придать правильно выбранному материалу необходимый вид под старину. (см.иллюстрацию - Исаакиевская площадь, 9 - отреставрированные колонны из разных по рисунку блоков).

В-третьих, при обилии разного камня в столице Российской империи преимущественно использовались граниты красно-розовых окрасок. В.В. Гавриленко и А. Г. Булах не раз писали о том, что выбор такой мажорной цветовой гаммы гранитов не был случайным для нашего города, обычно тёмного и безрадостного осенью и зимой. А сейчас почему-то многие уверены, что город изначально был серый и должен оставаться именно таким. Иногда ставится знак равенства между финским розовым морским гранитом и нашими гранитами из нынешних мест их разработки на Карельском перешейке. Сравнить их разновидности легче всего на Дворцовой площади. Ствол и постамент Александровской колонны выполнены из розового гранита, разбивка на квадраты центра площади - серыми и розовыми плитами. Хорошо видно, что розовый гранит более радостен и в без того унылом и сером осеннем городском пейзаже нашего города. Досадно же то, что именно розовато-серый и серый гранит из-под Каменногорска сейчас применяют почти для всех каменных робот в историческом центре Петербурга. Колер города незаметно, но всё более и более насыщается мрачными тонами.

В-четвёртых, сейчас у нас досадно широко используются каменные материалы из Италии, Турции, Испании, Индии, Швеции, Финляндии. Конечно, это лишь результат общих бед нашей экономики, ведь сырьё рядом имеется. В Ленинградской области есть 22 месторождения с лицензиями на недропользование, из них серые и розовато-серые граниты есть в семи месторождениях, розовые разных оттенков - тоже в семи, чёрный камень - в одном, мраморы - тоже в одном.

Используются технологии uCoz