Казанский собор


На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг, -
И распластался храм Господень,
Как легкий крестовик-паук.

А зодчий не был итальянец,
Но русский в Риме, - ну так что ж!
Ты каждый раз, как иностранец,
Сквозь рощу портиков идешь.
(О.Мандельштам)

Казанский собор - неотъемлемая часть Санкт-Петербурга. Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых невозможно представить себе облик Петербурга, как невозможно и изучение отечественной архитектуры: в них воплощены ее высшие достижения в XVIII- XIX веках. К таким памятникам относится Казанский собор, построенный в 1801-1811 годах по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. Этот замечательный памятник русской архитектуры сыграл большую роль в формировании центральной части города.

Колоннада Казанского собора – это одна из прекрасных жемчужин петербургской архитектуры. Высокий двухметровый цоколь собора и его колоннад выложен из огромных блоков сердобольского гранита. Из плит красно-розового гранита-рапакиви сделаны лестницы, ведущие на колоннаду. Из рускеальского мрамора выполнен резной портал северных дверей храма. Балюстрада наверху колоннады и облицовка аттика сделаны из ревельского известняка (один из примеров употребления эстонского камня в Петербурге). Известно, что архитектурные силуэты Казанского собора навеяны Павлу 1 собором св. Петра в Риме. Материалом колонн в портике этого собора и в обрамлении площади перед ним является травертин, как раз он повторен А.Н. Воронихиным в Казанском соборе, здесь это пудостский камень из-под Гатчины. Колонны собраны из блоков этого камня, а стыки между ними затёрты. Из-за непрочности камня его сразу же после создания колонн затёрли так называемым рижским алебастром. Но и это не сберегло его. Сейчас камень неприятен на вид. Но пока что не нашлось удачных способов его реставрации. Также из пудостского камня собраны пилястры собора, капители колонн, карнизы. Из этого же камня выдающимися скульпторами И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым выполнены барельефы на библейские сюжеты в аттиках колоннад. Добывали пудостский камень самым примитивным способом: снимали лопатами верхний слой земли, под которым залегал известняк, и затем с помощью деревянных или металлических клиньев откалывали блоки. Свежеизвлеченный камень был мягок и легко поддавался обработке. Из него тут же выпиливали или вырезали стволы колонн, разные архитектурные детали. Затем изделия выдерживались на воздухе под навесом (чтобы не намокли в случае дождя) до затвердения поверхности. По мере высыхания этот пористый камень становится прочным. Интересно, что внутри изделий сохранялась первоначальная вязкость, тогда как оболочка приобретала твердость обожженного кирпича. Благодаря такому состоянию камень благополучно выдерживал капризы питерской погоды, колебания температур, оставаясь прочным и долговечным. Для облицовки Казанского собора потребовалось 12 тысяч кубометров пудостского камня. Из него были изготовлены 182 наружные колонны и 12 полуколонн коринфского ордера, перекрытия пролетов, им же облицованы фасады храма. По замыслу А. Н. Воронихина облицовка собора не должна была иметь никакой накрывки и окраски, а выявлять в полной мере естественную фактуру и окраску пудостского камня. Пудостский светло-желтый камень, которым облицованы стены и из которого сделаны колонны, должен был гармонировать с блестящим, серебристым, устремляющимся ввысь куполом, как бы тающим в небесной синеве. Стремление зодчего обеспечить преобладание светлых тонов выразилось и в том, что даже ограда с западной стороны собора была первоначально выкрашена в необычный для городских решеток белый цвет. Однако уже в 1833 году при первом ремонте фасада здания О. Монферран нанес на его облицовку накрывку из извести с песком и окрасил ее известковым колером, следуя принятым в то время приемам «поновления» фасадов, но отвергаемых современной научной реставрацией. В дальнейшем при ремонтах, производившихся во второй половине 19 века и в начале 20 века, фасады собора много раз перекрашивали. В последний раз они были выкрашены в 1912 году в кофейный цвет, не имеющий ничего общего с естественной окраской камня. Кроме того, все повреждения облицовки заделывались цементным раствором, а утраченные архитектурные детали восстанавливались не в камне, а в цементе или в гипсе. В результате облицовка из пудостского камня с ее специфической поверхностью оказалась совершенно скрытой многочисленными слоями окраски. От нанесенных слоев краски рельефы заплыли, утратили четкость форм. В 1963-1969 гг. была произведена реставрация, в результате которой собору вернули прежний вид. Камень расчищался от многослойной накрывки и окраски. Работы преимущественно производились вручную. Грубые заделки из извести, цемента и гипса удалялись, также снимались архитектурные детали, выполненные в цементе при прежних ремонтах.

Но и сейчас кое-где остались внешние покрытия. Издали базы колонн кажутся отлитыми из чугуна. В действительности же черный металл – лишь внешняя оболочка, в которую «одеты» крупные блоки путиловского известняка, покрытые свинцовыми листами в целях гидроизоляции.

Используются технологии uCoz